Казахстан является страной, обладающей самыми богатыми ресурсами углеводородного сырья в Центральной Азии.
Для полноценного их использования на внутреннем и мировом рынках необходима развитая высокотехнологичная инфраструктура, обеспечивающая возможность транспортировки казахстанской нефти в страны – потребители.
Одним из наиболее перспективных и экономически выгодных направлений экспорта казахстанской нефти является быстрорастущий рынок Китайской Народной Республики.

Было подписано Генеральное соглашение между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о проектах разработки месторождений и строительстве нефтепроводов.

В Китае, при участии Президента РК Нурсултана Назарбаева и председателя КНР Ху Цзиньтао, было заключено Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии двухстороннего сотрудничества в области нефти и газа.

Решением АО «КазТрансОйл» и Китайской национальной корпорации по разведке и разработке нефти и газа (CNODC) (на условиях равных долей) было учреждено ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод».

Состоялась презентация проекта строительства нефтепровода Атасу – Алашанькоу
В этот день в торжественной обстановке была произведена сварка стыка двух первых труб будущего нефтепровода. Проектом планировалось строительство трубопровода протяженностью 965,1 км, который проходил по маршруту Атасу – Агадырь – Акчатау – Актогай – Учарал – Алашанькоу по территории Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областей Республики Казахстан и Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китайской Народной Республики и сопровождалось реконструкцией существующей ГНПС «Атасу» и строительством НПС №9.

В приграничной зоне Республики Казахстан и Китайской Народной Республики была осуществлена сварка «золотого» стыка нефтепровода, символизирующая объединение стратегических целей двух дружественных государств.
Благодаря слаженной и самоотверженной работе всех участников проекта, прокладка почти тысячекилометровой трубы была закончена в рекордно сжатые сроки.

Президент РК Н.А. Назарбаев в торжественной обстановке осуществил запуск трубопровода Атасу – Алашанькоу, который стал одним из первых экспортных нефтепроводов мирового класса, построенных в независимом Казахстане.
Нефтепровод Атасу – Алашанькоу стал значительным этапом в реализации стратегии многовекторности систем транспортировки нефти, помимо поставок из казахстанских нефтеносных регионов, открылась также возможность для транспортировки российской нефти из Западно-Сибирского региона Российской Федерации.

Признанием успеха компании «Казахстанско-Китайский Трубопровод» при реализации этого стратегического проекта стало вручение премии «Прорыв года» в номинации «Золотой Прометей» во время проведения Недели нефти и газа Казахстана (Астана).

На ст. Кенкияк Актюбинской области состоялась презентация проекта строительства первой очереди второго этапа нефтепровода «Казахстан – Китай» участка Кенкияк-Кумколь.
Премьер-Министр Республики Казахстан Карим Масимов, выступая на торжественной церемонии, отметил: «В целях энергетической безопасности вопрос транспортировки энергоресурсов является одним из самых важнейших для нашего дальнейшего, устойчивого развития».