Атасу – Алашанькоу
Проект строительства нефтепровода Атасу – Алашанькоу является уникальным по своему масштабу и
сложности, а также по бесценному опыту, который был приобретен компанией при его реализации.
Нефтепровод пролегает по территории четырех областей Республики Казахстан: Улытау, Карагандинской, Жетысу и Абай,, а также по территории Китайской народной Республики
Прежде всего, был успешно решен вопрос финансирования.
Помимо собственного капитала, сформированного учредителями, привлекались и внешние займы. Так, в декабре 2004 года по результатам конкурса, в котором приняли участие крупнейшие международные банки, мы обеспечили получение займов путем выпуска евробондов на общую сумму $600 млн. Организатором их размещения выступил банк JP Morgan.
В качестве подрядчиков нами был привлечен ряд отечественных и зарубежных компаний. Так, АО «Казахстанский институт нефти и газа» выполнило проектные работы и авторский надзор. Согласно проекту, трасса нефтепровода проходит от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области до конечного пункта Алашанькоу, расположенного в китайской провинции Синьцянь.
Маршрут трубопровода, протяженность которого составила 965,1 км, пролегает по территории Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областей Казахстана (ныне области носят название Улытау, Карагандинской, Жетысу и Абай). При строительстве было решено использовать подземный способ прокладки трубы диаметром 813 мм и толщиной стенки от 7,9 до 11,9 мм.
Атасу – Алашанькоу
В сооружении нефтепровода Атасу – Алашанькоу приняли участие лучшие казахстанские и китайские специалисты.
Учитывая транснациональный характер нефтепровода, масштабы и сложность проекта, для обеспечения надлежащего контроля за качеством выполнения работ, производством и приемом линейных труб, оборудования и материалов, была привлечена специализированная организация – Moody Inetrnational LLP (Великобритания). Менеджером проекта, обеспечившим его соответствие международным стандартам, выступила инжиниринговая компания ILF Engineering (Германия).
Учитывая крайне сжатые сроки, на пике строительства в проекте было задействовано 2900 работников строительных подрядных организаций и 1350 единиц тяжелой техники и оборудования. Трасса нефтепровода зачастую проходила по очень тяжелым участкам – пескам (более 100 км), болотистой местности (около 62 км), скальному грунту протяженностью 263 км (из которых порядка 42 км скальной породы 8-ой и 9-ой категории). При этом, средняя глубина залегания трубы по всей протяженности трубопровода составила 2,5 метра. Дополнительные трудности создавали и суровые климатические условия – значительные перепады температур, постоянные сильные ветры, высокий уровень паводковых и дождевых вод. Строителями выполнено 3 перехода через железные дороги, 17 – через автодороги и 14 – через реки.
Технологии
Мировой рекорд
Благодаря слаженной и самоотверженной работе всех участников проекта, прокладка почти 1000-километровой трубы была закончена в рекордно сжатые сроки. Под руководством казахстанского генподрядчика - АО «НГСК «Казстройсервис», используя автоматический комплекс CRC, был установлен абсолютный мировой рекорд скорости сварки стальных стыков – 261 стык за один световой день.
Веха в развитии
15 декабря 2005 года, накануне национального праздника – Дня независимости Республики Казахстан, состоялось событие, которое ознаменовало собой новую веху в развитии казахстанско-китайского экономического сотрудничества. В торжественной обстановке Президент Казахстана Н. А. Назарбаев осуществил запуск международного магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу.
Стратегическое значение
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев назвал сооружение нефтепровода Атасу – Алашанькоу «вершиной инвестиционного сотрудничества Китая и Казахстана» и отметил, что «это первый экспортный нефтепровод мирового класса, построенный независимым Казахстаном. Его эксплуатация обеспечит значительный рост налоговых поступлений в государственный и местный бюджеты, увеличит экспортный и транзитный потенциал республики, обеспечит занятость местного населения».
В реализации проекта нефтепровода Атасу - Алашанькоу были задействованы:
Проектная мощность
В июле 2006 года актом государственной комиссии принят в эксплуатацию магистральный нефтепровод Атасу – Алашанькоу, а уже в ноябре 2008 года введена в эксплуатацию НПС № 9, с выходом на проектную мощность магистрального нефтепровода Атасу - Алашанькоу - 10 млн тонн нефти в год.
В декабре 2011 года введена в эксплуатацию НПС №11 с проектной мощностью магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу - 12 млн тонн нефти в год.
В декабре 2013 года введены в эксплуатацию НПС №8 и НПС №10 с увеличением проектной мощности магистрального нефтепровода Атасу – Алашанькоу до 20 млн тонн нефти в год.