Кенкияк – Кумколь

Нефтепровод Кенкияк – Кумколь проходит по трем областям Республики Казахстан: Актюбинской, Кызылординской и Карагандинской.

В целях реализации проекта нефтепровода Казахстан – Китай было необходимо обеспечить поступление нефти из регионов Западного Казахстана и Актюбинской области на китайский рынок.

Для решения данного вопроса 20 декабря 2006 года между Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC) и АО НК «КазМунайГаз» было подписано Соглашение об основных принципах строительства второго этапа нефтепровода Казахстан - Китай.


Во втором квартале 2007 года был объявлен конкурс на разработку обоснования инвестиций проекта «Второй этап строительства нефтепровода Казахстан – Китай», победителем которого стал Казахстанский институт транспортировки нефти и газа.


В рамках данного проекта начались работы по сооружению второго этапа трубопровода на участке Кенкияк – Кумколь, а также по расширению и модернизации сопряженных с ним нефтепроводных систем.

Кенкияк – Кумколь

Реализация первого этапа нефтепровода Атасу – Алашанькоу и второго этапа нефтепровода Кенкияк – Кумколь велась на паритетной основе китайской и казахстанской сторонами. Генеральным подрядчиком вновь выступили компании:


1) НГСК «КазСтройСервис», обеспечивающие прокладку трубопровода на участке протяженностью 483 км от станции Кенкияк до окрестностей Аральска;


2) CPPE, обеспечивающие прокладку трубопровода протяженностью 311 км до станции Кумколь.


11 декабря 2007 года на головной нефтеперекачивающей станции Кенкияк в Актюбинской области состоялась презентация проекта нефтепровода Кенкияк-Кумколь. Завершено строительство нефтепровода Кенкияк-Кумколь в сентябре 2009 года.


Учитывая крайне сжатые сроки, на пике строительства в проекте было задействовано 2400 работников строительных подрядных организаций  и 950 единиц тяжелой техники и оборудования. Трасса нефтепровода зачастую проходила по очень тяжелым участкам – пескам, скальному грунту 8-ой и 9-ой категории. При этом, средняя глубина залегания трубы по всей протяженности трубопровода составила 2,5 метра. Дополнительные трудности создавали и суровые климатические условия – значительные перепады температур, постоянные сильные ветры, высокий уровень паводковых и дождевых вод. Строителями  выполнено 4 перехода через железные дороги, 16 – через автодороги и 10 – через реки.

Технологии

Полиэтиленовое покрытие
толщина 3.2 мм
Адгезив
толщина 170 нанометров
Эпоксидный порошок
толщина 120 нанометров
Стальная труба (сталь Х60)
диаметром 813 мм, толщина стенки 11,9 мм

Пропускная способность

Пропускная способность нефтепровода  Кенкияк-Кумколь на начальном этапе составила  10 млн тонн нефти в год, с возможностью последующего расширения до 20 млн тонн в год.

813 мм
Диаметр труб
794 км


длина нефтепровода

Месторасположение нефтепровода

При выборе месторасположения сооружений нефтепровода учитывалось рациональное использование земель, соблюдение технологии транспортировки нефти, инженерное обеспечение, обеспечение безопасности населённых пунктов, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и окружающей среды, а также сохранение памятников истории, культуры и природы.

Сложности при строительстве нефтепровода

Перед строителями нефтепровода Кенкияк - Кумколь стоял целый ряд сложностей. Трубы приходилось прокладывать по сложной местности (барханные пески, соровые участки, а также орошаемые и пахотные земли). По проекту нефтепровод пересёк Муголжарские горы, известные большим перепадом высот, что потребовало  проведения ряда буровзрывных работ.

В реализации проекта нефтепровода Кенкияк - Кумколь были задействованы:

2400
специалистов, в том числе: разработчиков проекта, технических консультантов и инспекторов, строителей, представителей Заказчика
950
различных машин и механизмов, в том числе вспомогательной техники
850 млн$
стоимость основных фондов принятых в эксплуатацию

Поставленная задача

Согласно прогнозам, только участок Кенкияк-Кумколь за период с 2010 по 2020 год принесет Казахстану налогов на сумму 60 млрд. тенге.

20млн
тонн нефти в год
Проектная производительность может быть достигнута при строительстве и вводе в эксплуатацию промежуточных нефтеперекачивающих станций, вопрос о начале увеличения пропускной способности магистрального нефтепровода Кенкияк - Кумколь в настоящее время находится на стадии рассмотрения.

Резервуары

Площадка технологических трубопроводов и оборудования НПС

Общее укрытие магистральных насосных агрегатов