Кенкияк – Кумколь
Нефтепровод Кенкияк – Кумколь проходит по трем областям Республики Казахстан: Улытау, Актюбинской и Кызылординской.
В целях реализации проекта нефтепровода Казахстан – Китай было необходимо обеспечить поступление нефти из регионов Западного Казахстана и Актюбинской области на китайский рынок.
Для решения данного вопроса 20 декабря 2006 года между Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC) и АО НК «КазМунайГаз» было подписано Соглашение об основных принципах строительства второго этапа нефтепровода Казахстан - Китай.
Во втором квартале 2007 года был объявлен конкурс на разработку обоснования инвестиций проекта «Второй этап строительства нефтепровода Казахстан – Китай», победителем которого стал Казахстанский институт транспортировки нефти и газа.
В рамках данного проекта начались работы по сооружению второго этапа трубопровода на участке Кенкияк – Кумколь, а также по расширению и модернизации сопряженных с ним нефтепроводных систем.
Кенкияк – Кумколь
Реализация первого этапа нефтепровода Атасу – Алашанькоу и второго этапа нефтепровода Кенкияк – Кумколь проводилась на паритетной основе китайской и казахстанской сторонами. Генеральным подрядчиком вновь выступили компании:
1) НГСК «КазСтройСервис», обеспечивающие прокладку трубопровода на участке протяженностью 483 км от станции Кенкияк до окрестностей Аральска;
2) CPPE, обеспечивающие прокладку трубопровода протяженностью 311 км до станции Кумколь
11 декабря 2007 года на головной нефтеперекачивающей станции Кенкияк в Актюбинской области состоялась презентация проекта нефтепровода Кенкияк-Кумколь. Завершено строительство нефтепровода Кенкияк-Кумколь в сентябре 2009 года.
Учитывая крайне сжатые сроки, на пике строительства в проекте было задействовано 2400 работников строительных подрядных организаций и 950 единиц тяжелой техники и оборудования. Трасса нефтепровода зачастую проходила по очень тяжелым участкам – пескам, скальному грунту 8-ой и 9-ой категории. При этом, средняя глубина залегания трубы по всей протяженности трубопровода составила 2,5 метра. Дополнительные трудности создавали и суровые климатические условия – значительные перепады температур, постоянные сильные ветры, высокий уровень паводковых и дождевых вод. Строителями выполнено 4 перехода через железные дороги, 16 – через автодороги и 10 – через реки.
Технологии
Пропускная способность
Пропускная способность нефтепровода Кенкияк-Кумколь на начальном этапе составила 10 млн тонн нефти в год, с возможностью последующего расширения до 20 млн тонн в год.
Месторасположение нефтепровода
При выборе месторасположения сооружений нефтепровода учитывалось рациональное использование земель, соблюдение технологии транспортировки нефти, инженерное обеспечение, обеспечение безопасности населённых пунктов, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и окружающей среды, а также сохранение памятников истории, культуры и природы.
Сложности при строительстве нефтепровода
Перед строителями нефтепровода Кенкияк - Кумколь стоял целый ряд сложностей. Трубы приходилось прокладывать по сложной местности (барханные пески, соровые участки, а также орошаемые и пахотные земли). По проекту нефтепровод пересёк горы, известные большим перепадом высот, что потребовало проведения ряда буровзрывных работ.
В реализации проекта нефтепровода Кенкияк - Кумколь были задействованы:
Поставленная задача
По участку Кенкияк-Кумколь, учитывая привлечение валютных займов в целях реализации проекта строительства магистральных нефтепроводов Кенкияк-Кумколь и Атасу-Алашанькоу, сумма фактически оплаченных налогов за период 2010-2022 годы по сложилась ниже предварительной оценки, ввиду произошедших девальваций курса национальной валюты в отношении доллара США за указанный период и образованием, вследствие этого, значительного убытка от курсовой разницы, что в конечном счете повлияло на налогооблагаемую базу Товарищества. В итоге, Товариществом за указанный период по участку Кенкияк-Кумколь оплачены налоги в размере порядка 35,5 миллиардов тенге в пользу государственного бюджета Республики Казахстан.